univer2.jpg (12449 bytes)

Средневековая миниатюра

 

 

Главная

Новости

О проекте

Фотогалерея

Статьи

Глоссарий

Библиография

Шрифты

Контакты

Гостевая книга


 

    Термином МИНИАТЮРА обозначается украшение манускриптов рисунками а также сами рисунки. Иногда в этом же значении используется термин "miniature". Это слово обозначает прежде всего результат работы миниатюриста (художника рисовавшего киноварью или суриком - по-латински "minium" - инициалы и важные отрывки текста) а также - от латинского "minus" - картину небольшого размера (портрет жанровые сцены или пейзаж исполненные на пергаменте картоне кости или в технике эмали) предназначенную прежде всего для украшения крышек коробочек или табакерок. Во избежание путаницы по-французски искусство украшения манускриптов принято называть "eniuminure" а небольшие картины - "miniature". Типы миниатюр. Можно выделить три основных типа миниатюр: чисто орнаментальные миниатюры фигуративные сцены и инициалы. Орнаментальные композиции столь искусно использовавшиеся в византийских и восточных рукописях включают в себя заставки рамки фронтисписы рисунки на полях. Рисунки на полях готических манускриптов а также целые страницы заполненные переплетенными лентами и геометрическими фигурами также принадлежат к этому типу. Фигуративные сцены в основном иллюстрирующие текст который они сопровождают могут быть разных размеров: некоторые представляют собой небольшую иллюстрацию около заглавной буквицы абзаца; другие связанные между со- бой по смыслу образуют колонку на полях; третьи занимают весь лист; часто они не ограничиваются рамками. Уже миниатюры каролингской эпохи отличались высоким мастерством. Благодаря этим фигуративным сценам ярче вырисовывается эволюция от миниатюры к станковой живописи. Инициалы (заглавные буквы) писались красным цветом богато украшались или подчеркивались очень простым орнаментом. В наиболее разработанные инициалы включались геометрические мотивы переплетения растительные орнаменты животные или люди. В некоторых случаях контур буквы полностью исчезает и задается только изгибами орнамента причудливыми позами животных и людей и их жестокими схватками (синтетические инициалы). Инициалы являются едва ли не единственным украшением в рукописях меровингекой и романской эпох. В каролингских и готических манускриптах (за редкими исключениями) роль инициалов была гораздо менее значимой. Часто очень трудно отделить искусство миниатюры от каллиграфии: каролингские каллиграммы прерывистый контур которых создает впечатление иллюстрации тексты роскошных манускриптов написанные на золотых или серебряных листах или золотыми и серебряными буквами на пурпурном пергаменте равно принадлежат палеографии и истории искусства. Техника миниатюры. Основой иллюстрации служили папирус бумага и тонкий пергамент. Иллюстратор размещал миниатюры в определенных местах иногда следуя указаниям главы мастерской или заказчика; размещение миниатюр облегчалось использованием геометрических схем; применялись и эскизы сухой иглой. Некоторые неопытные миниатюристы прибегали к технике накалывания чтобы воспроизвести данный образец. Из "Schedula diversarium агtium" монаха Теофила нам известны рецепты средневековых миниатюристов для приготовления туши и красок. Особенно кропотливой работы требовали золотые и серебряные части миниатюры: золото (или свинец подкрашенный шафраном) и серебро в порошке смешанные с клеем клались на грунт состоящий из киновари и яичного белка. Используемые в роскошных каролингских и оттоновских манускриптах эти дорогостоящие фрагменты появились во французских скрипториях лишь в XI в но золотой фон по которому кисточкой или пером писали орнамент часто встречается в готических манускриптах. Непрозрачные краски напоминающие густую гуашь наносились чаще всего прямо на пергамент. Однако использование грунта (вода и камедь киноварь или белок яйца и свинцовые белила) позволяло получить более богатые нежные и глубокие цвета. Но поскольку грунт растрескивался эти миниатюры очень хрупки и их трудно сохранить. Богатство материалов не всегда связано с красотой манускрипта; огромное число кодексов в том числе и весьма значительных (например знаменитая Утрехтская Псалтирь Лейден библиотека Университета) украшена только рисунками коричневой тушью исполненными пером на обычном пергаменте. Английские миниатюристы X-XI вв. виртуозно рисовали пером яркими красками. В других странах рисунок пером подчеркивался только полупрозрачными красками почти всегда на растительной основе. Гамма цветов была очень бедной но тонкость пергамента композиция текста каллиграфия распределение частей орнамента и их интеграция на странице также играли важную роль в оформлении манускрипта и являлись таким образом критериями качества и утонченности.

 

Вы наш

Counter CO.KZ 

посетитель

 

SpyLOG Рейтинг ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.rube number one Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Hosted by uCoz