Средневековая миниатюра |
|||
|
Термином
МИНИАТЮРА обозначается украшение манускриптов
рисунками а также сами рисунки. Иногда в этом же
значении используется термин "miniature". Это
слово обозначает прежде всего результат работы
миниатюриста (художника рисовавшего киноварью
или суриком - по-латински "minium" - инициалы и
важные отрывки текста) а также - от латинского
"minus" - картину небольшого размера (портрет
жанровые сцены или пейзаж исполненные на
пергаменте картоне кости или в технике эмали)
предназначенную прежде всего для украшения
крышек коробочек или табакерок. Во избежание
путаницы по-французски искусство украшения
манускриптов принято называть "eniuminure" а
небольшие картины - "miniature". Типы миниатюр.
Можно выделить три основных типа миниатюр: чисто
орнаментальные миниатюры фигуративные сцены и
инициалы. Орнаментальные композиции столь
искусно использовавшиеся в византийских и
восточных рукописях включают в себя заставки
рамки фронтисписы рисунки на полях. Рисунки на
полях готических манускриптов а также целые
страницы заполненные переплетенными лентами и
геометрическими фигурами также принадлежат к
этому типу. Фигуративные сцены в основном
иллюстрирующие текст который они сопровождают
могут быть разных размеров: некоторые
представляют собой небольшую иллюстрацию около
заглавной буквицы абзаца; другие связанные между
со- бой по смыслу образуют колонку на полях;
третьи занимают весь лист; часто они не
ограничиваются рамками. Уже миниатюры
каролингской эпохи отличались высоким
мастерством. Благодаря этим фигуративным сценам
ярче вырисовывается эволюция от миниатюры к
станковой живописи. Инициалы (заглавные буквы)
писались красным цветом богато украшались или
подчеркивались очень простым орнаментом. В
наиболее разработанные инициалы включались
геометрические мотивы переплетения
растительные орнаменты животные или люди. В
некоторых случаях контур буквы полностью
исчезает и задается только изгибами орнамента
причудливыми позами животных и людей и их
жестокими схватками (синтетические инициалы).
Инициалы являются едва ли не единственным
украшением в рукописях меровингекой и романской
эпох. В каролингских и готических манускриптах
(за редкими исключениями) роль инициалов была
гораздо менее значимой. Часто очень трудно
отделить искусство миниатюры от каллиграфии:
каролингские каллиграммы прерывистый контур
которых создает впечатление иллюстрации тексты
роскошных манускриптов написанные на золотых
или серебряных листах или золотыми и серебряными
буквами на пурпурном пергаменте равно
принадлежат палеографии и истории искусства.
Техника миниатюры. Основой иллюстрации служили
папирус бумага и тонкий пергамент. Иллюстратор
размещал миниатюры в определенных местах иногда
следуя указаниям главы мастерской или заказчика;
размещение миниатюр облегчалось использованием
геометрических схем; применялись и эскизы сухой
иглой. Некоторые неопытные миниатюристы
прибегали к технике накалывания чтобы
воспроизвести данный образец. Из "Schedula diversarium
агtium" монаха Теофила нам известны рецепты
средневековых миниатюристов для приготовления
туши и красок. Особенно кропотливой работы
требовали золотые и серебряные части миниатюры:
золото (или свинец подкрашенный шафраном) и
серебро в порошке смешанные с клеем клались на
грунт состоящий из киновари и яичного белка.
Используемые в роскошных каролингских и
оттоновских манускриптах эти дорогостоящие
фрагменты появились во французских скрипториях
лишь в XI в но золотой фон по которому кисточкой
или пером писали орнамент часто встречается в
готических манускриптах. Непрозрачные краски
напоминающие густую гуашь наносились чаще всего
прямо на пергамент. Однако использование грунта
(вода и камедь киноварь или белок яйца и
свинцовые белила) позволяло получить более
богатые нежные и глубокие цвета. Но поскольку
грунт растрескивался эти миниатюры очень хрупки
и их трудно сохранить. Богатство материалов не
всегда связано с красотой манускрипта; огромное
число кодексов в том числе и весьма значительных
(например знаменитая Утрехтская Псалтирь Лейден
библиотека Университета) украшена только
рисунками коричневой тушью исполненными пером
на обычном пергаменте. Английские миниатюристы
X-XI вв. виртуозно рисовали пером яркими красками.
В других странах рисунок пером подчеркивался
только полупрозрачными красками почти всегда на
растительной основе. Гамма цветов была очень
бедной но тонкость пергамента композиция текста
каллиграфия распределение частей орнамента и их
интеграция на странице также играли важную роль
в оформлении манускрипта и являлись таким
образом критериями качества и утонченности.
|